ВЕЛЕС, Волес, Волос — в славянской мифологии бог (Konrad: земной, в отличие от Ящера – бога подземного и Сварога – бога небесного, его братьев).

Велес, Волос, Власе, Власий - "скотий бог", бог богатства и бог дикой природы, "скотий", т.е. дикий, лютый, звериный. Он же бог лесов.

Велес следит за исполнением законов и договоров, он отец и рассудитель истины. Он же бог наук и мудрости.!!!

Бог искусств.

Одно из его имен Мокос - муж Макоши, богини судьбы, и сам Велес - бог Удачи.

Велес - посмертный судья, водчий и пастырь мертвых, бог волшебства, магии и сокровенного, хозяин Перекрестков Мироздания, бог Нави. 

Храни, Велесе, своим кудесьем! Ты нашей весе оберег есе - от иншего, от лихого, от кощного, от больного. От нелада Ты преграда, Огнь сердца света крада. От недоли - тын высокий, от нечисти - ров глубокий. Всяку кривду преможе - прави, Велесе, Боже.
Гой есе Велесе! Тот, во Чьих очах Свет рождения Мироздания и Мрак его конца! Тысячеликим Ты явлен людям, но за каждым Ликом - Ты истинный. Ты, единящий Жизнь и Смерть, Хлад и Жар, Младость и Древность! Все постигают Тебя по мере собственного разумения. Для простого народа Ты - Скотий Бог, дарующий здоровье стадам и орошающий молоком Небесных Коров нивы. Для тороватого купца Ты - Бог богатства и изобилия. Для воина - Бог телесной Крепости и Власти. Для странника Духа - Вещий Поводырь, открывающий скрытые Стези. Каждому Ты даруешь то, чего достоин он по мере своей. Ни злата, ни дворца, ни благ суетных не прошу пред Ликом Твоим. Дажди Сердцем прикоснуться к Тебе. Дажди зреть Очами Твоими. Иного поистине не надо

В древнерусских источниках (начиная с договора русских с греками 907 г. в Повести временных лет) выступает как “скотий бог” — покровитель домашних животных и бог богатства. В договорах с греками ВЕЛЕС соотнесен с золотом, тогда как другой постоянно упоминаемый наряду с ним бог — Перун — с оружием. В Киеве идол Перуна стоял на юру, а идол ВЕЛЕСА, по-видимому, на Подоле (в нижней части города).

 

Андрей Клименко. Велес

В христианскую эпоху ВЕЛЕС был заменен христианским покровителем скота св. Власием (сыграло роль и звуковое соответствие имен), а также Николой и Юрием (Георгием). Следы культа ВЕЛЕС (чаще всего под видом почитания св. Власия) сохранились по всему Русскому Северу, где были известны и каменные идолы ВЕЛЕС, и легенда о святилище ВЕЛЕСА. В новгородских и других северно-русских иконах, в молитвах св. Власию явственна связь его культа со скотом. Характерно также переплетение культа ВЕЛЕСА— Власия с почитанием медведя как хозяина животных.

Называние Бояна “Велесовым внуком” в Слове о полку Игореве может отражать древнюю связь культа ВЕЛЕСА с обрядовыми песнями и поэзией. Связь ВЕЛЕСА с сельскохозяйственными культами очевидна из восточнославянского обычая оставлять в дар божеству несжатыми несколько стеблей хлебных злаков — волотей, называемых “Волосовой бородкой”. В своей языческой функции ВЕЛЕС воспринимался позднейшей православной традицией (в той мере, в какой она его не ассимилировала, отождествив со св. Власием) как “лютый зверь”, “черт”, отсюда костромское „ёлс" — “леший, черт, нечистый”, диалектные „волосатик, волосень"— “нечистый дух, черт”; это же позднейшее значение — “черт” известно и в родственном чеш. Велес — “злой дух, демон” (тексты 16 — 17 вв.). См. также Волосыни.

 

Волос, также Велес

Волосу было предоставлено у русских владычество над скотом. Между нашими богами занимал он верно первое место после Перуна. Нестор сообщает нам клятву, которую давали перед Велесом. Эту клятву произносил Олег, когда сей великий князь был в Константинополе с войском своим, и заключал мирный договор с императорами Львом и Александром. Истукан Велеса был разрушен в Киеве вместе с другими идолами; но спустя еще долгое время, остались служение и образ его в Ростове; как наконец один монарх по имени Авраам, низвергнул его, построил на том месте церковь и сделал прочих язычников христианами, за что да будет проклят.

Волос, также Велес - Один из древнейших славянских богов. Вначале покровительствовал охотникам. Вследствие табу на обожествляемого зверя назывался "волохатый", "волосатый", "волос", "велес" и т.д. Обозначал также духа убитого зверя, духа охотничей добычи. "vel" - корень слова со значением "мертвый". Умереть, преставиться - значит преставиться духом к небесным предкам, вернее их душам. Часто считали, что род ведется от бога, который показывается лишь в образе зверя, а потом снова уходит в небесные чертоги. Существовал обычай оставлять на сжатом поле "жменю колосьев Волосу на бородку", т.е. славяне считали, что предки, покоящиеся в земле, тоже помогают ее плодородию. Таким образом, культ скотьего бога как-то связан с предками, и с урожаем. Травы, цветы, кусты, деревья называли "волосами земли".

С древнейших времен скот считался основным богатством племени, семьи. Поэтому Велес был еще и бог богатства. Корень "воло", "вло" стал составной частью слова "володеть" (владеть). Велеса чествовали с 20 по 25 марта на масляничную неделю и с 25 декабря по 6 января на зимние святки. 6 января был Велесов день. В период христианства на Руси ему соответствовал Власьев день - 11 февраля.

 

 

Велес (Волос, Велняс/Велнс/Велинас/Вельняс (лит., латыш.), Во-дан/Один (сканд.), Кылдысин (удм.), Мастор-пас (морд.), Keuri (эст.), Kekn (фин.). Zempat (прусс.), Trimps (прусс.), Велс, Виелона (балт.), Вала/Вритра (инд.), Лельвани (хет.). Тир (арм.). Фавн (лат.), Юл (балт.), Boxy Мана (ир.), Нуаду (ирл.), Нудд (кельт.), Нодонс (брит.), Ний, Ния, Ниян, Ниан, Ный, Навь, Нава, Нават, Яма (инд.), Шива (инд.), Тот (егип.), Гермес (греч.). Господь, Пан (греч.), Меркурий (лат.)) - Бог скота, пастушества, богатства, облаков, мудрости, хитрости, книжности, оберегания, жита, воли, торговли, колдовства, гаданий, хозяин бесов, проводник умерших душ. Брат-соперник Перуна, сын Сварога, муж Макоши. Треба: коровье масло, свинина, ленты, горшки, вода, шкуры, мех, кожа, сало, зерно, овес, мед, щука, яйца, шерсть, холсты, деньги, хлеб, баранки, вино, пиво, молоко, баранина, курятина, козлятина, мясо тетерева, гороховые комья, каша, плоды, клюква, цветы, трава, семена, репник сушеный

Велес (Волос)

Славянский скотий бог, второй по значению после громовержца Перуна, олицетворение хозяйской мудрости.

В раннем своем воплощении, еще в палеолитической древности, Велес считался звериным богом и принимал облик медведя.

Он был покровителем охотничьей добычи, "богом мертвого зверя".

Это в его честь рядятся в звериные маски и тулупы на святки и на масляницу: в прежние времена в эту пору отмечали комоедицы, праздник пробуждения медведя. Это были Велесовы дни славянского языческого календаря.

В бронзовом веке, в пору пастушьих переселений, Велес-медведь сделался в народном сознании покровителем домашних животных и богом богатства — "скотьим богом".

В древнем Киеве кумир его стоял на Подоле, в нижней части города, и пользовался величайшим почитанием наших далеких праотцев — славян.

У славян месяц Весов назывался велесень, и покровительствовал, рожденным в этот период бог Велес. Обычно он изображался в облике медведя. Его функцией является связь между 'явью' и 'навью' - миром живых и миром мертвых. Лишь одному ему по силам отвалить камень, закрывающий вход в подземный мир. (Это происходит, когда с полей убран последний урожай: наступает темная - 'мертвая' - половина года). Его образ связан с круговоротом рождений и смертей. Он как бы является новой ступенькой по отношению к близнецовскому Купале: если рожденным под покровительством Купалы дано понимание краткосрочности бытия, то рожденным под покровительством Велеса дано понять, что без смерти нет нового рождения, без жертвы - обретения. Лучшие из этих людей умеют отказаться от своего. Не владея по сути ничем, они обретают все. (В обыденной жизни это, например, хорошие распорядители, представители исполнительной власти и т.п.)

Однако не надо путать закрутку колосьев со злыми целями с завиванием ржи, пшеницы, овса для обережения урожая. В добрых целях используются два ритуала. Первый из них — это завязывание последних колосьев в поле «Волосу на бородку». Колосья поливают водой или вином. Волос, или Велес, — славянский бог земли, хранитель ее недр и тайн, от него зависел урожай. Также Волос почитался опекуном скота, поэтому его благосклонность была очень важна для землепашца. Традиция оставлять на поле после сбора урожая завязанные узлом колосья пошла от обычая делать деревянному идолу бороду из созревших, налившихся колосьев. Волос представлялся нашим предкам могучим великаном с густой русо-золотой бородой. Колосья завязываются как подношение ему, с добрыми пожеланиями, чтобы испросить у бога доброго урожая на будущий год и обилия в доме. С той же целью скоту на рога часто вяжут ленточки и нити, в некоторых районах России есть обычай повязывать коровам на рога колосья злаков. Считается, что это привлечет к ним благосклонность Волоса и он дарует им хороший приплод и большие удои молока.
Другой ритуал производится, когда совсем молодые колосья хотят оградить от «вредных насекомых и гадов». Для этого приглашают знахаря или бабку-ведунью, которые три дня подряд рано утром на заре выходят в поле, шепчут заклятия, а по краям поля на стеблях колосьев завязывают узлы. Этот обычай получил в народе название «заламывание червей». Таким образом червям преграждается путь на поля.
В изобразительном народном искусстве мотив смерти Кощея Бессмертного часто сопровождается узорами из сплетенных колосьев, побегов, стеблей растений. Таким образом люди показывали торжество жизни, добрых сил над злом.

Волх, Волхов, Волховец - также и сын Ящера, бог-оборотень, бог охоты и добычи подобный Велесу, владелец вод и покровитель воинов.

Волосыни - жены Велеса, созвездие Плеяд. Волосожары - Млечный. По древнейшим представлениям Вселенная появилась от небесной коровы. Млечный путь - ее молоко. Велес - сын Коровы Вселенной. Лось - Созвездие Большой Медведицы - чертоги Велесовы.

День Велеса - среда, камень - опал или обсидиан, металл - свинец или ртуть, дерево - ель, сосна, орех или ясень (тис), именно из них следует делать обереги, посохи, кумиров и прочие предметы, связанные с культом Велеса.

Местами устройства жертв Велесу и посвящений ему являются густые хвойные леса. Зачастую непролазные с покляпыми деревьями и валежником, Велес любит мхи да лишайники, а также грибы, хорошо ставить кумир или класть требы на развилке и перекрестках трех лесных дорог. Три вечнозеленых дерева (часто сосны) и муравейники - тоже знаки Велесовы. Если на равнинной местности - то те же перекрестки, но с одиноким деревом или камнем на них.

Черный ворон или филин, кот, полоз или уж - все это предвестники взгляда Велеса во время обряда. На капищах Велеса зачастую висели грамоты с письменами, а также скотьи черепа или рога. Нередко и сам кумир Велесу увенчивали рогами.

Велесу жертвовали медью, шерстью и мехом, а также возливали пивом и квасом.

Изображения кумиров Велеса могут содержать изображения того же рога (или быть рогатыми), а также мертвую человечью голову в руке бога. Глаза кумира оттеняются, делаются темными и глубокими. Под кривой палкой, что в руке Черного бога на черной горе мы разумеем кочергу - ею, этим фалическим символом, перемешиваются кости-угли мертвой материи в материнском лоне-печи, для нового рождения.

Кумиры Велесу ставили не на вершине холмов, а на склоне или в низине, ближе к водам.

Велес - покровитель зодиакальных Козерогов!!!

ВЕЛЕС (ВОЛОС) — бог богатства и скота, проводник в загробный мир, страж НАВИ. Сын небесной коровы Земун. Супруг Бури-Яги. Велес, подобно Шиве, бог - Разрушитель Вселенной. В другой ипостаси он - бог мудрости, магии, музыки, поэзии. В Южной Руси считался противником Перуна. Соперник Перуна в свадебном мифе, низвержен на Землю с небесного свода. В Северной Руси - один из верховных богов. От имени этого бога происходит слово "волхв", "волхование", волошьба". Велесу, наряду с магическими функциями, придано и значение бога, помогающего трудам земледельца; слово "скот" в древности имело значение "богатство", "деньги". С древнейших времен скот считался основным богатством племени, семьи. Поэтому скотий бог Велес был еще и бог богатства. До сих пор существует обычай оставлять на сжатом поле "жменю колосьев Волосу на бородку". Травы, цветы, кусты, деревья называли "волосами земли". Корень "воло" и "вло" стал составной частью слова "володеть" (владеть).

(НАВЬ — "Темная Сила", управляющая Миром, одновременно - загробный мир, "тот свет". Так же - философское понятие, олицетворяющее (приоритетно) Силы ИЗМЕНЕНИЯ, совокупность сил, измененяющих мир. Противостоит понятию ЯВЬ, приоритетно символизирующей Силы Неизменности (то что ЯВно, то что уже есть). Подробнее: Правь, Явь, Навь... Также, Навь (от славянского "navь", вид погpебального обpяда) в славянской мифологии - воплощение смеpти, пеpвоначально связанное, по-видимомy, с пpедставлением о погpебальной ладье (индоевpопейское *naHu-), на котоpой плывyт в цаpство меpтвых. Общеславянским является также пpедставление о "навьей косточке", котоpая считается пpичиной смеpти и сохpаняется в pазлагающемся тpyпе: стаpочешское "kost navna", чешское "navni kost", литовское "navi-kaulis", латышское "naves celins", "pоковой знак на лице pебенка", - свидетельства балтославянских истоков этого пpедставления). Родственное Hави имя самостоятельного божества - Nya в списке польских богов y Я.Длyгоша (15 век), отождествляемый с pимским Плyтоном. У дpyгих славянских наpодов к пpедставлениям о Hави восходят целые классы мифологических сyществ, связанных со смеpтью: yкpаинские навки, мавки, болгаpские нави - злые дyхи, двенадцать колдyний, котоpые сосyт кpовь y pодильниц. В "Повести вpеменных лет" эпидемия в Полоцке пpиписывается меpтвецам, скачyщим на невидимых конях по yлицам: "навье бьют полочаны". У восточных славян сyществовал особый Hавий день, день поминовения yмеpших, позднее пpиypоченный к последнемy четвеpгy великого поста (yкpаинское Hавский велик-день, Мавський велик-день, Меpтвецький велик-день). Соответствyющий день в балтийской тpадиции пpиходится на осень.

 

БУРЯ-ЯГА (УСОНЬША, ВИЕВНА) — супруга Велеса, богиня смерти. Хозяйка избушки, стоящей на границе двух миров. Вместе с Велесом победила Дажьбога и приковала его к дубу.

ВОЛОСЫНИ — (Волосожары, Стожары) созвездие "Плеяды". Происходит от имени бога Велеса. Волосыни - небесное созвездие - понимается или как образ "небесного стада", пасомого Велесом. Известно, что Велес - сын небесной коровы Земун, из вымени которой течет Молочная Река (Млечный Путь - наша галактика); таким образом, образ Велеса, сохранившийся в легендах и мифах, скрывает в себе и нечто связанное с космосом...

Велес - бог неявного мира и Тайной Силы.

И каждый христианин, поедая свежее мясо, должен помнить, что это животное для него зарезали. Просто он этого не видал. Потому, ежели язычники приводят на праздник барана, режут его, готовят и съедают на трапезе, то не надо делать ханжеский вид, что это ужасно. Это естественно. Это дар Велеса. И восславим его за это.

По славянским традиционным верованиям одни души уходят в навь к Велесу, где этот Бог готовит их к новому рождению, где жизненная сила перестраивается им для выполнения новых свершений в будущем согласно замыслу Рода. Если Велес ведает, что никакая перестройка не поможет, то в ипостаси Чернобога он прекращает бытие этой сущности полностью.

Русь - МЕДВЕДЬ – этому знаку покровительствовал Бог Велес. Его образ связан с кругооборотом рождений и смертей (явью и навью, т.е. миром живых и мёртвых). Людям этого знака было дано понять, что без рождения нет смерти, а без смерти – нового рождения. Эти люди отказавшись от своего, обретали всё.

Шесты эти именовались стожарами от слова стог. Но Стожарами же именовались в русской традиции и Плеяды (иногда, впрочем, и Медведицы). Они же именовались и Волосожарами. То есть огнями Волоса. А Волос-Велес - подземно-подводная ипостась когда-то единого Бога-отца Варуны. Кстати, в так называемом основном мифе индоевропейцев, в битве Громовержца со Змеем, именно Волос выступает в роли Змея. А Вольх, очевидно, его жрец, волхв. Если попытаться найти место Велеса в человеческом теле - то это, видимо, ноги, особенно пятка. В тропе она считается нижним Родничком или Пупком, через который мы связаны с Богом-отцом. Не случайно в ней находилось самое ценное место выходца из Скифии Ахиллеса. Так же совершенно не случайно Душа прячется от страха именно туда. Я даже и не задумывался, почему она в "пятки убегает", пока меня об этом не спросил Дядька. Душа, как и маленький ребенок, со страха бежит не в случайное место, а под защиту отца или матери. Только тут требуется одно уточнение. Как мы уже говорили, на Тропе считали, что у человека две души - Душа и Жива. Отец первой какой-то другой бог. К Велесу же то ли в ноги, то ли в огонь бежит прятаться Жива. Все это закономерная деталь огненного перехода, который должен в результате своего духовного развития совершить каждый человек.

Огонь для Тропы действительно тесно связан с ногами. И они находили этому языковые подтверждения. Во-первых, при чтении слова нога наоборот получается агон(ь). Ходячий огонь. Они говорили: это вниз идет нога, а вверх огонь. Точно так же шесты для них прямо являются символом огненного перехода, поскольку содержат в себе и понятие шествия, и огненности: шесток - площадка, на которой разводится огонь в печи.

Еще один, хотя и весьма уязвимый, намек на связь ног с Волосом, который и исследователями считается змееподобным противником громовержца Перуна, дает чтение слова ноги как наги - индийско-санскритское "змеи". Допустима ли такая этимологическая связь? Не знаю. Скорее всего, нет. Но очень многие древние боги были змееногими. Говорить же о едином происхождении санскрита и древнерусского языка не приходится, так эта тема избита.

Суда  Велесова не избегнуть
Велес - "судия пекельного мира"
Велес является Стражем Нави! Бог загробного мира, владыка душ и покровитель усопших предков.

Слава Богам нашим родным и предкам!